Хованщина
03 Apr 2025
«Хованщина» - опера Модеста Петровича Мусоргского, созданная им в 1872 году, и впервые увидевшая свет 9 февраля 1886 ( уже после смерти Модеста Петровича - 16 марта 1881) года на сцене Музыкально-драматического кружка любителей в зале И. А. Кононова в Санкт - Петербурге.
Это произведение, в котором отразились исторические и общественные конфликты второй половины XVII века на фоне перехода России к эпохе Петра I.
«Хованщина» незавершённая и неоркестрованная драма М.П.Мусоргского, над которой он работал в период 1872-1881гг. Позже её дополнил и оркестровал Н. А. Римский-Корсаков, а в XX веке появились и другие редакции (наиболее известна версия Д. Д. Шостаковича). В ней Мусоргский обращается к русской старине, потому что как никто другой чувствует её.
Вопросы прошлого для него становятся вопросами настоящего и будущего. В опере отсутствует прекрасно обозначена проблематика двух извечных русских вопроса - «кто виноват» и «что делать», ответы на которые ищут все основные герои оперы.
Главная арена событий «Хованщины» - Москва, а главные события - времена бунтов стрельцов в Москве в конце XVII века, за которыми стоял боярин Иван Хованский. В центре сюжета — борьба консервативных сил с нарастающим реформаторским движением Петра I. В своей работе М.П. Мусоргский обращается к нескольким историческим событиям: трем бунтам - 1682, 1687, 1698 годов и богословскому диспуту между старообрядцами и никонианами, который состоялся 5 июля 1682 года в Грановитой палате Кремля.
«Хованщина» показывает нам масштабные социальные противоречия: конфликт между боярской властью и народом, политические интриги у царского двора, незащищённость простого человека в период смутного времени. Мусоргский показывает, как народ страдает от борьбы высших кругов и всё глубже погружается в хаос и невежество.
Главные персонажи оперы:
- Князь Иван Хованский крупный представитель власти, влиятельный боярин, который пользуется поддержкой стрельцов и выступает против новых порядков, возглавляет стрелецкий бунт 1682 года;
- старший сын его Андрей, склонный к вольности нравов и увлечению красотой, в частности, увлеченный девушкой-сироткой Эммой;
- глава Посольского приказа и фаворит царевны Софьи Алексеевны Князь Василий Голицын;
- организатор бунта 1698 года - думный дьяк Фёдор Шакловитый; Марфа — старообрядческая пророчица, фанатичная и трагическая фигура, олицетворяющая религиозное сопротивление новому; Досифей - монах старообрядец, персонаж отчасти вымышленный, и как пишут в статье Надежда Тететрина (музыковед, кандидат искусствоведения) и Евгений Левашев (российский музыковед-историк, профессор, доктор искусствоведения) прототипом персонажа послужил Андрей Денисов, глава русского старообрядчества, игумен Выговской старообрядческой пустыни, разносторонне образованный писатель-богослов и проповедник. Монахиня в миру Марфа, боярин Варсонофьев, боярин Тихон Стрешнев - практически все ключевые фигуры родовиты, принадлежат или принадлежали до совершения пострига к знатным боярским, дворянским родам. В опере ярко показан вечный спор, свойственный нашему народу. И спор о вере, спор о родовитости, спор о принципах правления, спор внутри стрелецких семей, спор между социальными слоями. Вполне можно сказать, что сделан не малый акцент на мотивах власти - это и стремление к влиянию, и страх потери своего положения, и использование насилия и интриг. Опера показывает, как личные амбиции и борьба за политический контроль выливаются в масштабные потрясения и меняют судьбу страны.
Отдельно мне хочется обратить внимание на уникальность этой оперы в контексте великого классического музыкального произведения. Её особенность в том, что ни в русском ни в зарубежном оперном материале нет произведений, которые бы унаследовали традицию и эстетику «Хованщины». Как уточняет Е.А. Ручьевская музыковед и доктор искусствоведения, опера Мусоргского имеет широкую и разветвленную корневую систему - из русского песенного фольклора, русской духовной музыки, музыки быта. Мусоргский берет фольклорную цитату и превращает её в элемент собственного стиля.
Приведу в качестве примера элементы старинных русских церковных распевов, которые встречаются в опере «Хованщина» Модеста Мусоргского .
Хомовое пение - обычно характеризуют как одноголосное или многоголосное пение, оно отличается распевностью, плавным мелодическим рисунком, строгой канонической структурой..
В случае со старообрядцами (а именно они предстают в «Хованщине» как хранители «истинной» веры и старого канона) подобное пение связано ещё и с традицией духовного подвига и особого чинопоследования. В сценах с участием старообрядцев и особенно в финале (самосожжение) слышны распевные ходы. Это создаёт эффект мистического хора, отделённого от «мирской» музыки высоких чинов и стрельцов.
Древнерусские распевы в опере стали символом правды старой веры и устойчивости прошлого. Они окрашены высокой духовной силой, но при этом звучат сурово и трагично, что отражает обречённость раскольников. Таким образом, хомовое пение в «Хованщине» — это художественный приём Мусоргского, посредством которого он воссоздаёт звук и дух эпохи конца XVII века, подчёркивая религиозный и социальный драматизм оперы.
«Хованщина» — не просто историческая картина, иллюстрирующая эпизод слома эпох, это философская работа, в которой композитор пытается осмыслить извечное противоборство России старой и России новой. Тема выбора пути развития страны встаёт перед нашим народом не редко, поэтому оперу «Хованщина» можно уверенно назвать вневременной и занимающей важное место в русской художественной культуре.
Где смотрим и слушаем? Большой театр в Москве!